Данная статья посвящена тому, какие основные типы стандартов необходимо использовать компании, начинающей внедрение бережливых технологий. Недостаточная стандартизация не позволит сформировать основу для улучшения системы. Избыточная же стандартизация, требует повышенных, подчас  несоразмерных с эффектом затрат сил и, при неправильном понимании, может привести к высокой бюрократии в организации. Какие же формы стандартов следует применять? Дело в том, что по сути - стандарт - это инструмент, который должен позволять решать определенные задачи, повышая эффективность и конкурентоспособность компании.

Для правильного выбора инструментария нужно понимать, с какими трудностями сталкивается организация. Практика показывает, что на начальном этапе внедрения бережливого производства, остро встает вопрос коммуникации между отдельными ее сотрудниками, находящихся в разных функциональных подразделениях.

Для выстраивания работы между ними могут использоваться описания процессов в виде карты потока создания ценности. Данный инструмент позволяет порядок обеспечения описываемого процесса во времени с ключевыми характеристиками, ответственными сотрудниками, способами взаимодействия и прочей необходимой информацией. Это первый и самый важный вид стандарта, называемый карта процесса. Карта процесса - очень важный документ, позволяющий не только фиксировать текущее состояние процесса, но и формулировать целевое состояние для обеспечения требуемого уровня качества товаров и услуг.

Следующая проблема, которая присутствует во многих компаниях - это недостаточная квалификация сотрудников, высокая вариация выполнения одной и той же работы, не использование лучшего способа выполнения работы. Все это приводит к низким результатам выполняемой работы и сложностям в управлении. Данная ситуация заставляет руководителей искать эффективные методы обучения, формировать, накапливать и передавать новые знания своим сотрудникам, обеспечивая единый, наилучший на сегодняшний день способ выполнения работы. На текущий момент наилучшим методом обучения на рабочем месте является метод производственного инструктажа методики TWI. Для проведения эффективного обучения, у наставника по обучаемой операции должен быть документ, содержащий всю необходимую информацию: основные этапы, ключевые аспекты и причины выделения ключевых аспектов. Данный стандартт называется схема рабочего процесса (СРП). Как правило, метод производственного инструктажа применяют для формирования навыка по циклическим операциям.

Если навык по циклическим, часто воспроизводимым  операциям формируется по средством производственного инструктажа и при помощи стандарта - схемы рабочего процесса, то держать в голове редко выполняемые операции не всегда является возможным. Для выполнения не циклических операций, используется операционная инструкция (ОИ), позволяющие сотруднику (оператору) повторить правильный способ выполнения операции и выполнить ее требуемым образом. Это могут быть инструкции по уходу и обслуживанию оборудования, выполнению операций сотрудника, уходящего в отпуск и прочие эпизодические операции.

Согласно циклу SDCA, после формирования у сотрудника требуемого навыка, Лидеру необходимо выявлять и решать проблемы, с которыми сталкивается сотрудник при выполнении работы. Для выявления проблем, необходимо наложить регламентированный способ выполнения операции на ее фактическое выполнение. Регламентированный способ выполнения операции описывается в рабочей инструкции (РИ), которая содержит этапы выполняемой операции, время и, при необходимости, перемещения. 

 

 

 

Увидеть структуру сайта ЛинПро Вы можете здесь