Что такое "Семейство продуктов создания ценности" в рамках выбора формулировки процесса проекта?
Данная формулировка состоит из 3 частей: "Семейство", "Продуктов", "Создания ценности". Разберем их по отдельности.
"Создание ценности" - при формулировке процесса мы должны понимать. что то, над чем мы будем работать, должно добавлять ценность, т.е. должно быть ориентировано на удовлетворении выбранных ранее потребностей нашего потребителя.
"Продуктов" - результатом реализации любого проекта должно быть создание некого продукта. Это может быть товар (в материальных процессах), услуга (в сфере услуг), знания (в научных, учебных тематиках). Очень важно на первом этапе Ката Совершенствования понимать продукт, который мы хотим создать - то, что будет результатом нашей работы - то новое, что мы создадим.
"Семейство" - это ограничение рассматриваемого процесса.
Выделяется 2 типа разделения:
1). По операциям
При работе над улучшением процесса для создания продукта, мы над чем-то работаем, что-то обрабатываем, создаем - это условно называется изделием. Чем больше разнородных изделий мы пытаемся обработать в рамках проекта, тем нам сложнее вести проект, т.к. в рассматриваемом процессе разные изделия требуют разных действий. В карте процесса, как следствие, или возникают условия типа "Если" или приходится описывать процесс очень обще, что может привести к абстрактности препятствий, и сложностям в работе над ними. Поэтому, рассматриваемый процесс желательно сделать максимально однородным. Для этого, мы определяем примерные этапы, которые мы будем рассматривать и, соответственно, через которые будет проходить наше изделие. Мы этим действием как бы заглядываем в текущее состояние, определяя этапы прохождения. Далее, мы разбиваем (если это возможно) те изделия, которые мы будем рассматривать, на группы и сопоставляем с обозначенными ранее этапами прохождения (какая группа изделий через какой этап проходит). Группы изделий, проходящие через однородные этапы, объединяются в семейства. Каждое из семейств проще рассматривать отдельно, т.к. карта текущего и целевого состояния будет описывать поведение исключительно выбранных изделий без вариаций, расхождений и ответвлений.
Например, сформулирован вызов: "Реализовать годовую школьную программу удаленно с получением среднего экзаменационного балла в 4.5 за счет встраивания программы обучения в интерактивный дистанционный формат"
Процесс: обучение школьника.
Но процесс обучение школьника очень обширен и его организация зависит, как минимум, от возраста учащегося, т.к. восприятие детей на разных этапах взросления различное. Поэтому, семейство, которое можно выделить, например, школьники 5 класса. В свою очередь, дети 5 классов так же различаются по склонностями и интересами, особенностями развития и здоровья и, следовательно, способы коммуникации так же могут отличаться. Если предположить, что основная проблема была в сложности обучения детей-инвалидов без нарушения умственного развития, то процесс определяется: "Обучение школьников 5 классов с нарушением опорно-двигательного аппарата без отклонений в умств.разв." Теперь мы более четко видим нашего потребителя, для которого мы будем работать и формировать ценностный продукт.
2). По объему выборки изучения. Мы можем выбрать достаточно большую выборку однородных процессов для изучения и экспериментирования и тогда количество необходимых ресурсов для работы значительно возрастет. Все ошибки до разработки итогового продукта будут охватывать большое кол-во объектов исследования. Например, представьте, в большой холдинговой компании, с представительствами более чем в 100 городах, решили разработать новую систему распределения товара и задействовали все ее филиалы. В этом случае, неминуемые ошибки затронут все филиалы и негативно скажутся на обеспечении текущей деятельности. Поэтому, в этом случае, разумно было бы реализовывать проект, экспериментируя на отдельном филиале, а затем положительный опыт уже распространять на другие филиалы.
Если смотреть на пример выше со школой, то можно рассматривать не все 5 классы. а небольшую выборку из учащихся, например, 1-2 школ города.
Подводя итог, можно сказать, что семейство продуктов позволяет определить однородный и управляемый процесс, позволяющий сформировать ценностный продукт для нашего потребителя.