Здравствуйте. Наша компания, по рекомендации консультантов, занялась стандартизацией деятельности для сохранения и улучшения текущего  процесса. Для этого мы создали несколько стандартов по выполнению операций с визуальными рисунками и ответственными, повесили их перед рабочими местами. Однако, это не повлияло на текущий процесс. У нас возникло ощущение, что стандарт не продвигает нас вперед. Как Вы считаете, правильно ли мы делаем, что стандартизируем деятельность? Как правильно это сделать?

Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Действительно, очень часто стандарт описывается как средство для сохранения достигнутого уровня качества. В некоторых источниках, стандарт изображают как полку (клин), фиксирующую на горке достигнутый уровень качества в виде колеса непрерывных улучшений.

На самом деле, это несколько ошибочное мнение, поскольку само наличие стандарта не ведет ни к стабилизации процесса, ни тем более к его улучшению.Ввиду высокой изменчивости внешнего мира, а так же самой компании, более корректным было бы изобразить стандарт в виде  рычага, способного изменить состояние организации. При этом, стандарт не защищает процесс от ухудшения

 Еще один миф заключается в том, что хорошо оформленный стандарт с красивыми картинками и подписью исполнителя по ознакомлению, размещенный перед работником, побудит его выполнять свою работу четко по стандарту. Увы и ах, к сожалению, это не работает. Представьте, что Вы договорились со своим ребенком, что он каждое утро будет делать гимнастику. объяснили важность этого мероприятия. Вы разработали красивый стенд, на котором визуально отобразили набор необходимых упражнений, повесили чек-лист, на котором ребенок смог бы отмечать дни, когда выполнял утреннюю гимнастику. Целых две недели каждое утро вы контролировали выполнение упражнений ребенком. Теперь представьте, что вы, будучи уверенным в том, что разработали систему, которую подкрепили неким стандартом (стенд и чек-лист), отпускаете ситуацию из под контроля и перестаете контролировать своего ребенка. Как Вы считаете, посмотрев. спустя год, в чек лист, заметим ли мы неуклонное выполнение утренней гимнастики ребенком? Если да, то я с радостью усыновлю Вашего ребенка :-). Как правило, без должного контроля, любая система может быстро выйти из под контроля.

Что же делать? Зачем нужен стандарт? Стандарт, как и любой инструмент бережливого производства нужен для единственной цели - обнаружения проблем. Для этого, стандарт в виде рабочей инструкции должен обладать определенными параметрами для возможности проведения процедуры - аудита стандартизированной работы. Аудит стандартизированной работы необходим как раз, для выявления потерь из процесса и операции. Для этого необходимо сравнить фактически осуществляемую деятельности с рабочей инструкцией. Таким образом, рабочая инструкция должна быть размещена не на против взгляда рабочего, а в месте, удобном для проведения лидером команды или лидером группы процедуры аудита стандартизированной работы.

 

 

 

Увидеть структуру сайта ЛинПро Вы можете здесь