Часто при взаимодействии Лидера и Коуча, в рамках отработки навыков Ката Коучинга, стирается грань во взаимодействии. Коучу сложно понимать , правильно ли он взаимодействует с Лидером по его процессу. Роль коучинга при этом часто заменяется наставничеством.

Для осознанного применения правильных моделей взаимодействия, предлагается прояснить разницу между наставничеством и коучингом. Ответить на вопрос, допускается ли Коучу быть наставником для Лидера или стоит жестко придерживаться стиля,когда только задаешь вопросы.

Для начала проясним, взаимодействие при наставничестве. Это очень четко показывает рисунок ниже.

Показано взаимодействие при наставничестве

Как видно из этого рисунка, есть подопечный ученик и есть наставник. Наставник находится выше по пониманию работы процесса и подтягивает подопечного ученика проясняя, каким образом должен работать процесс. При этом, наставник использует разные модели поведения: коуча, координатора, учителя, тренера. Выбор конкретной модели поведения наставником определяется исходя из конкретной задачи. которую необходимо решить для расширения знаний ученика. Например, если необходимо сформировать у ученика навык выполнения конкретных операций, то наставник использует роль тренера и методику производственного инструктажа. Если прояснить принципы работы компании, то наставник использует роль учителя. Если необходимо у ученика сформировать устойчивые причинно-следственные связи рассматриваемых событий, то больше подойдет метод коучинга. Кроме этого, конечно, наставник должен выполнять роль координатора, управляя работой ученика для более эффективного (быстрого и качественного) развития.
В большинстве случаев, в рамках наставничества, решается задача подтянуть подопечного ученика до уровня знаний наставника.

Взаимодействие по методике Ката Коучинга представлено на рисунке ниже:

Здесь показано взаимодействие при коучинге

Как видно из картинки, задача Ката Коучинга состоит в достижении Учеником (Лидером) целевого состояния, при взаимодействии с Коучем. При этом, Лидер имеет большие знания по работе процесса, а коуч лучше владеет методикой. В рамках встречи по Ката Коучингу, обсуждается выполненный шаг Учеником, проясняются новые полученные знания и планируется следующий шаг по достижению целевого состояния. Важно то, что коуч не обязательно должен хорошо разбираться в процессе Ученика. Коуч должен строить причинно-следственные связи и хорошо владеть методикой улучшения процесса Ката Совершенствования.

Если говорить о применимости подходов наставничества и коучинга, то можно отметить следующее. Коучинг применяется для выявления границы знаний Ученика, а наставничество может применяться при прояснении данной границы. Например, Коучинг может выявить необходимость мониторинга временных характеристик в рассматриваемом процессе ученика. а способ мониторинга (проведение правильного наблюдения и фиксации данных) может объясняться в формате наставничества.