Разница между образованием и обучением.

Принципиальную границу между процессом образования и процессом обучения провел Деминг. Кроме этого, скорее всего, он был первым, кто обратил внимание руководителей бизнеса на то, что процесс обучения – это просто составная часть бизнеса, а процесс образования – это процесс иной – он индивидуальный и всегда выгоден бизнесу. Нюанс именно в том, что Деминг обратил внимание, что процесс образования выгоден бизнесу. Поэтому бизнесу нет никакого смысла препятствовать, мешать, сопротивляться, считать, что человек занят ни тем, что нам нужно, просто зачастую потому, что он не может понять, чем нужно. Существуют десятки примеров показывающих, как первоначально воспринятое образование, потом оказывалось уникальным шансом на конкурентном рынке.

Образование по Демингу – это процесс, который начинается в день рождения ребенка и заканчивается в день его смерти. Для каждого из нас он индивидуален и не повторим и нет двух одинаковых процессов образования. Этот процесс никогда не достигает стационарного состояния и не должен преследовать цели обучения. Так, например, если человека в ходе его трудовой или учебной деятельности обучили работать на каком-либо оборудовании и потом он устроился в другую компанию со схожим оборудованием, то ему будет сложнее переучиться, т.к. текущие навыки будут мешать овладеть новыми навыками. Другой пример: всегда сложнее переобучить текущих сотрудников выполнять операцию по-другому, чем заново обучить нового взятого сотрудника требуемой операции. Таким образом, имеющиеся у человека в арсенале знания и навыки часто мешают для овладевания новыми схожими знаниями и умениями, т.к. входят в конфликт с существующими.

Поэтому, можно сказать, что не все знания полезны с точки зрения образования. Обучение – это выработка навыков, приемов и перевод этих приемов на подсознательный уровень. Пример: профессиональный шофер, управляющий машиной, не задумывается, какую передачу включить или какие педали нажать – это происходит рефлекторно. Получается. Что навыки, которые мы приобретаем, мешают нам в дальнейшем адаптироваться. Еще пример: если учитель иностранного языка имел акцент, который передался ученику в ходе обучения, то его, в последствии, будет очень сложно исправить.

 

Это сделанное Демингом открытие меняет характер образовательного процесса в том учреждении, где мы получаем образование (школа, ВУЗ. прочее). Получается, что в учебных заведениях вместо формирования конкретных навыков и умений, имеет смысл обучать таким вещам, как: идеям, подходам, теориям, истории развития, логике и подобному, что бы у человека возникло понимание. Обучение – это, как говорит Деминг, разовая возможность. Если нас неправильно обучили, то переобучить будет мучительно трудно.