KPI – враг качества и ритмичности производства

Деминг говорил, что у любого бизнеса существует одна и только одна цель – непрерывное совершенствование всех аспектов бизнеса.
В стандарте ИСО 9000 написано, что нужно ввести количественные измеримые показатели, которые будут оценивать, как работает система менеджмента качества. На самом деле, таких показателей нет в природе, поэтому авторы стандарта ИСО 9000 в этом глубоко ошибаются.
Система
KPI у нас насаждается с самого верха, но это абсолютно порочная система. Пример: при социолизме была идея сдать объект не в срок, а досрочно, например, к 7 ноября или другому празднику. При этом,  сотрудникам можно было рассчитывать на премию. Но дело в том, что срок сдачи рассчитывался, опираясь на правильную технологию производства, поэтому, было понятно, что, если мы хотим построить быстрее, то должны чем-то пожертвовать. В качестве жертвы, конечно же, выступало качество. Получается, что поставленная цель, например, сдать дом раньше срока, с точки зрения бизнеса, была произвольная. Таким образом, KPI – это первый враг качества и ритмичности производства. Неритмичное же производство, согласно методики бережливого производства, повышает стоимость, потребляя большее количество ресурсов, так как требует дополнительных складов для хранения образовавшихся запасов.
Можно ли однозначно ответить на следующие вопросы: Выполнение плана на 99,3% - это выполнение или невыполнение? А 100,3% - это перевыполнение или нет? А можно ли отличить в статистическом смысле 98% и 101%? Или они в пределах ошибок измерения? Что же получается? В данной системе оценки всегда будут недовольные.
Относительно работы по показателям KPI можно подытожить следующим афоризмом: «Планирование – это беспокойство, относительно случайных результатов в будущем».

Статья написана по итогам выступления Ю.П. Адлера на конференции