Система мотивации на Тойота

В статье " Метод мотивации в проектной работе и инновационных проектах" описан подход к оплате труда сотрудников в бережливых компаниях. В данной статье поясняется механизм выплаты сотруднику компании Тойота вознаграждения за труд.

Тойота 70 лет изучала спрос, и полученный опыт позволяет ей осуществлять планирование продукции с точностью более 90% от фактической реализации, и это с учетом комплектации и цвета покраски кузова. Очень точная информация о спросе позволяет Тойота проводить четкое выравнивание потока  и формировать требуемые задания для цех. Это уникально, и в этом смысле, ситуация не похожа на все остальные.
Поскольку у Тойота есть такая информация, они очень точно знают ожидаемый объем заработка для каждого сотрудника. Поэтому, в компании Тойота имеются следующие договоренности: сотрудникам выплачивается примерно 40% ожидаемого заработка за этот период времени. Цикличность выплат составляет каждые 10 дней. Этой суммы считается достаточно, чтобы покрыть текущие расходы (питание, одежда, книги, дорога и проч.), но не достаточно для серьезных затрат (покупка автомобиля, поездка за границу и проч.). Оставшиеся 60% компания, с разрешения сотрудника, использует. Благодаря этому, она кое-что зарабатывает и делит это с сотрудником 50/50.
За счет 50% сотрудника дотируются его обеды в столовой компании (обед получается примерно 30% от стоимости аналогичного меню в кафе). Обед в корпоративной столовой не является обязательным для сотрудника. Он может, при желании, пойти в кафе или принести с собой, но возможность такая у него есть. Кроме этого, каждый месяц в Японии есть традиционные буддистские национальные праздники и на эти праздники принято команде процесса вместе с женами и детьми выезжать на природу: отдыхать, любоваться цветением Сакуры, играть на поляне, делать барбекю. При этом, все подготовительные мероприятия, в том числе, доставка туда и обратно, осуществляется бесплатно компанией за счет тех 50%, наработки которой компании получилось сделать благодаря согласию сотрудника на сотрудничество с ней. Получается, что каждые 10 дней сотрудник получает фиксированную сумму и в его сознании – это зарплата, хотя это не зарплата, т.к. имеет совсем другую природу (читайте здесь).
Далее, один или два раза в год, сотрудник Тойота получает все остальное заработанное (60%) с учетом колебания рынка.

 

Более подробно о распределении фонда оплаты труда на Тойота вы можете прочитать в данной статье.

Данная статья написана по итогам посещенного семинара Ю.П.Адлера