Кайдзен или кайдзэн (с яп. 改善) - это японская философия, которая означает  непрерывное совершенствование всех сфер деятельности компании и вовлечении в данный процесс всех ее сотрудников от генерального директора до рядового служащего.

Кайдзен родился после Второй мировой войны, в том числе, на заводе Тойота. Если коротко, то кайдзен - это все, всегда, везде. Все - то есть все сотрудники вовлечены, всегда - значит не ограничивается отдельными проектами, везде - значит проникает и охватывает все сферы деятельности компании.
Это процесс, который можно начать, но нельзя остановить, так как возможен только в самообучающихся организациях, которые не работают в режиме самоподдержания. Кайдзен - это философия, которая ориентирована на развитие мышления сотрудников, способных достигать выдающихся результатов. Данная система мышления сотрудника по улучшениям процессов осуществляется с точки зрения научного подхода Ката Совершенствования, описанного М.Ротером  в книге "Тойота Ката". Для формирования на Тойота у каждого сотрудника модели мышления Ката Совершенствования, его коуч и руководитель использует подход Ката Коучинга. Использование в системе управления подход Ката Совершенствования и Ката Коучинга позволяет компании генерировать новые знания, которые выделяют ее на рынке, значительно повышая конкурентоспособность среди конкурентов. 
Подход кайдзен строится на принципах любви к людям и непрерывном совершенствовании. 

Во многих книгах философия кайдзен рассматривается в более узком смысле - как вовлечение в процесс непрерывного совершенствования компании рядовых сотрудников. В этом случае, кайдзен - это один из последних этапов трансформирования организаций в направлении внедрения улучшений процессов, который возможен только после полного вовлечения руководства организации на всех уровнях управления, начиная с верхнего.

Так же многие источники ставят равенство между термином кайдзен и бережливое производство (lean production). В широком смысле - это примерно верно. В узком смысле, кайдзен - это завершающая стадия внедрения бережливого производства. когда в улучшения по сокращению потерь вовлекаются рядовые сотрудники организации.

Видится, что кайдзен - это не просто процесс улучшения сотрудниками. Цель кайдзен - вовлечение сотрудников в производственный процесс и формирование у них удовольствия от работы. В итоге этого, мы получаем использование результатов мыслительных процессов сотрудника в виде рациональных предложений и идей, которые он высказывает и внедряет.